starcheolog (starcheolog) wrote,
starcheolog
starcheolog

Categories:

ПОЧЕМУ РОЖДЕСТВО 7 ЯНВАРЯ?

На вопрос, почему православные празднуют Рождество 7 января ответить не так просто, и, чтобы разобраться в нём, нужно углубиться в прошлое.

Началось всё ещё до рождения Христа. В 45 г. до нашей эры Юлий Цезарь вводит в Римской, тогда ещё республике, новый календарь. Дело в том, что старый календарь (по преданию, введенный ещё полулегендарным вторым царём Рима Нумой Помпилием) создавал серьёзные проблемы. Первоначально он был лунным, и включал в себя 12 месяцев разной продолжительности – 4 месяца по 31 дню, 7 месяцев по 29 дней и месяц в 28 дней. Всего получалось 355 дней. Из-за этого календарь не совпадал с астрономическим годом (периодом обращения Земли вокруг Солнца) составляющим в среднем 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды и связанной с ним смены времён года. На понтификов (жрецов) была возложена обязанность следить за расхождением, и, раз в несколько лет, для устранения отставания календаря, вводить дополнительный месяц –мерцедоний. Однако довольно скоро великие понтифики превратили это в привилегию и вводили месяцы исходя из своих интересов, например, желая продлить или сократить время правления консулов. В итоге ко времени реформы Цезаря календарь был смещён на 90 дней.

Новый календарь, получивший впоследствии название Юлианский, подчинялся строгим правилам. Длительность месяцев стала соответствовать современной и календарный год длился 365 дней отличаясь от астрономического чуть меньше чем на шесть часов. Для устранения этой разницы достаточно было вводить дополнительный день – 29 февраля, раз в четыре года. Кстати, именно после реформы Юлия началом года стало 1 января, так как этот день избранные римские консулы вступали в должность (ну и начинались январские календы – важнейший праздник в языческом Риме). До этого римский год начинался в марте и, например, декабрь (в переводе с латыни – десятый) был действительно десятым по счёту. А теперь стал двенадцатым. А раз нумерация всё равно сбилась то пятый месяц – квинтилий, переименовали в честь Цезаря в июль. Юлианский календарь почти без изменений использовался на всей территории Римской империи вплоть до её падения.

В 325 г. Никейский собор постановил считать Юлианский календарь обязательным для всех христианских стран. Примерно в это же время, в IV век, Рождество Христово отмечавшееся 25 декабря стало одним из главных христианских праздников.

Но Юлианский календарь не решил всех проблем. Календарный год всё равно не совпадал с астрономическим и опережал его на 11 минут 14 секунд в год. В результате за 128 лет накапливается лишний день. Это невозможно заметить за время жизни одного человека, но со временем сдвиг стал заметным.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно перемещалось в сторону весны. Самым острым вопросом была дата празднования Пасхи. Точной даты этого события в Евангелии нет и для решения этого вопроса, на том же Никейском соборе, было принято решение отмечать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния следующего за весенним равноденствием. Но из-за неточности Юлианского календаря Пасха медленно смещалась в сторону лета. За 1280 лет весеннее равноденствие в реальности переместилось с 21 марта на 11 марта (так получились два равноденствия реальное и календарное). В итоге смещение даты Пасхи могло привести к нарушению цикла христианских праздников.

В середине 16 века (когда календарь сместился уже на 10 дней по сравнению с датами времён Никейского собора) эта проблема была поднята на Тридентском соборе Католической церкви. После долгого обсуждения, римским папой Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года был введён новый календарь, получивший впоследствии название Григорианский. Накопившуюся разницу в 10 дней устранили очень просто – следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября.
Показательно что календарь привели в соответствии с его состоянием на момент Никейского собора, а три дня смещения накопившиеся до него не учли, поэтому зимнее солнцестояние не вернулось на 25 декабря, а пришлось на 22 декабря.

Чтобы избежать дальнейшего расхождения в календаре изменили правило введения дополнительного дня. В Юлианском, 29 февраля добавлялось в каждый год номер, которого кратен 4. В Григорианском високосных лет стало меньше - теперь года ¬номер которых кратен 4 и 100, но не кратен 400, стали невисокосными. То есть 1600 и 2000 годы високосные, а 1700, 1800 и 1900 нет. Теперь разница между календарным и астрономическим годом составила всего 26 секунд и расхождение в сутки накопится за 3323 года. В целом просто и удобно.

Но новый календарь безоговорочно признали только католики. Протестанты и православные церкви совершенно не стремились следовать указаниям римского папы, но постепенно страны переходили на Григорианский календарь.

Пётр I ввёл празднование Нового Года 1 января и летоисчисление от рождества Христова «по образцу других европейских народов», но не перешёл на Григорианский календарь (впрочем, служившие тогда для него образцом Нидерланды, Великобритания, Швеция также использовали Юлианский). В начале 20 века большая часть мира жила по Григорианскому календарю и подданные Российской Империи, пересекая границу, перемещались во времени на 13 дней (именно столько составила разница в 1900 году, когда в России было 29 февраля а в странах с Григорианским календарём не было).

Изменилось всё только после революции. На территории, находившейся под контролем советской власти, Григорианский календарь был введён декретом Совнаркома от 26 января 1918 года, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других сил, даты официального введения нового стиля отличаются. Так, Временное Сибирское правительство ввело новый стиль декретом от 31 августа 1918 года, постановив считать день 1 октября 1918 днём 14 октября 1918 года. На Юге России Юлианский календарь действовал вплоть до перехода территории под власть большевиков.
В первой половине XX века все оставшиеся страны за исключением, кажется, трёх, перешли на Григорианский календарь.

Русская Православная церковь перехода на Григорианский календарь не признала. На Новоюлианский календарь, принятый в ряде православных церквей в XX веке (и совпадающий на настоящий момент с Григорианским), тоже не перешла и продолжает жить и исчислять праздники по Юлианскому календарю. Таким образом, Рождество для её прихожан наступает, как и у всех других христиан – 25 декабря, но только по Юлианскому календарю. А так как разница с повсеместно используемым Григорианским составляет 13 дней то в этот день на календаре 7 января.


Tags: датировка, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Закон которого не должно быть

    Сейчас в Думе хотят принять совершенно параноидальный и безумный закон, касающийся просветительской деятельности (он уже прошёл первое чтение –…

  • Исповедь бесславного ублюдка

    Когда я пишу о "чёрной археологии", о металлодетектеристах грабящих и разрушающих археологические памятники, то в комментариях обычно начинается…

  • Камень со знаком из Боровичей

    Камень с непонятным изображением. Возможно это некий абстрактный знак или надпись из нескольких букв. По рассказам найден на при строительных или…

  • Церковь Успения Богоматери в Коростыни

    Церковь Успения Богоматери в Коростыни сильно выделяется своим обликом среди храмов Новгородской области. IMG_8285.JPG © starcheolog.iMGSRC.RU…

  • Свидетель эпохи. Ольга Альбертовна Тарабардина

    Археолог Ольга Альбертовна Тарабардина рассказывает об археологии, дендрохронологии, средневековом Новгороде и своём пути в археологию. О. А.…

  • День чекиста

    Сегодня необычный профессиональный праздник – День работника органов безопасности Российской Федерации. Дата выбрана, потому что 20 декабря 1917 года…

promo starcheolog april 27, 2015 00:41 426
Buy for 10 tokens
Недавно меня в очередной раз попросили рассказать, что такое "культурный слой" и как образуется. Многим кажется невероятным факт, что культурный слой в городе может иметь несколько метров. В итоге я написал вот этот пост, в котором постарался просто, но подробно рассказать о культурном слое и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Закон которого не должно быть

    Сейчас в Думе хотят принять совершенно параноидальный и безумный закон, касающийся просветительской деятельности (он уже прошёл первое чтение –…

  • Исповедь бесславного ублюдка

    Когда я пишу о "чёрной археологии", о металлодетектеристах грабящих и разрушающих археологические памятники, то в комментариях обычно начинается…

  • Камень со знаком из Боровичей

    Камень с непонятным изображением. Возможно это некий абстрактный знак или надпись из нескольких букв. По рассказам найден на при строительных или…

  • Церковь Успения Богоматери в Коростыни

    Церковь Успения Богоматери в Коростыни сильно выделяется своим обликом среди храмов Новгородской области. IMG_8285.JPG © starcheolog.iMGSRC.RU…

  • Свидетель эпохи. Ольга Альбертовна Тарабардина

    Археолог Ольга Альбертовна Тарабардина рассказывает об археологии, дендрохронологии, средневековом Новгороде и своём пути в археологию. О. А.…

  • День чекиста

    Сегодня необычный профессиональный праздник – День работника органов безопасности Российской Федерации. Дата выбрана, потому что 20 декабря 1917 года…