
Дочитал «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР» Александры Архиповой и Анны Кирзюк. Очень интересное исследование оказалось.
Казалось бы, тема совершенно несерьёзная – городские легенды, а сколько всего интересного и показательного проявляется при работе с ними. Меня больше всего впечатлили три момента.
Первый, это эпидемия поиска скрытых символов в СССР. Со стороны – чистое безумие. Но люди всерьез искали и находили изображения Троцкого, свастики и прочие скрытые антисоветские изображения и надписи там, где их никогда не было. А потом эти находки стоили другим людям свободы и жизни. И эта паранойя приводила к усиленным поискам всего «скрытого». Про одну из таких находок я упоминал раньше.
Особенно хороша история, когда одни находят на обложке брошюры «О проекте конституции СССР» за авторством Сталина «скрытое изображение» Муссолини и надпись «Гитлер» и начинают изымать её, а другие срочно останавливают это, потому что изъятие текста написанного Сталиным, это чистая «контрреволюция» а поиск на ней вымышленных знаков, происки врагов советской власти.
Второй - широкое распространение антисемитизма в СССР после войны. Очевидно, тогда наложились друг на друга установки на поиск врагов народа среди членов еврейских организаций и безродных космополитов, традиционные антиеврейские настроения и мифы, и остатки немецкой пропаганды на оккупированной территории. Иначе не знаю чем это безумие объяснить.
Ну а третий - это мифы эпохи холодной войны и позднего советского времени. Там всё более безобидно – отравленные жвачки, человеческий палец в пирожке, страшные иностранцы, чёрные машины и т. д. Это уже всё объяснимо. Тут скорее интересно узнавать сюжеты, услышанные в детстве и их современные переложения, а особенно те которые совпадают с мифами, которые люди транслируют про коронавирус, карантин и прочую злободневную современность
Journal information