starcheolog (starcheolog) wrote,
entry is in top500 rating
starcheolog
starcheolog

Categories:

Место где собирают прошлое из осколков

DSC02609.JPG

В Великом Новгороде есть одно место, которое нужно обязательно посетить всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется археологией, историей или живописью.

Это, расположенная в корпусах Антониева монастыря, мастерская со скучным названием "Центр реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника в Антоново".
Здесь реставрируют фрески. Хотя слово «реставрируют», тут совершенно не подходит. Их собирают заново из мельчайших обломков.

Зайдя внутрь, вы увидите несколько больших комнат, полностью заставленных планшетами с фрагментами фресок и столами на которых их собирают.

DSC02610.JPG

DSC02603.JPG

Основная часть фресок, которые собирают в мастерской, происходят из церкви Успения на Волотове поле под Новгородом.


Этот храм был построен в 1352 году, а в 1363 расписан фресками. И веками эти фрески привлекали внимание и вызывали восхищение. Вот, например, копия одной из них, на которой изображён архиепископ Моисей (организатор строительства храма) преподносящий его Богоматери -



Но в войну храм оказался на линии фронта и был почти полностью уничтожен огнём артиллерии. Вот так он выглядел в 1955 г. -


В 1955 г. руины были частично разобраны, а над остатками храма поставлена крыша, предохраняющая их от дальнейшего разрушения.

В 1993 году начался проект изучению и восстановлению храма профинансированный немецкой стороной. В ходе работ по разбору развалин были собраны 1 млн. 750 тысяч фрагментов фресок. Руины храма были разбиты на участки (при разрушении фрески, как правило, осыпались вниз и остались лежать у стены на которой были изначально и извлекать их фрагменты лучше вместе). Все фрагменты были сложены на десятки тысяч планшетов.


На каждом планшете шифр с указанием сектора, в котором найдены фрагменты и дата выемки.



Благодаря тому, что в начале 20 века были сделаны копии росписей, и схемы их размещения реставраторы знают, что изображено на фрагментах из каждого сектора. Поэтому процесс сборки облегчён тем, что есть множество рисунков, схем, фотографий и копий.
На столах расстелены копии калек, снятых в начале XX века в масштабе 1:1, на которых раскладывают фрагменты, подбирая изображения.



После того как все фрагменты с одного планшета проверены переходят к следующему планшету с этого сектора. И так год за годом собирают композиции. После того как изображение собрано его возвращают на стену восстановленного храма.



Что бы увидеть их нужно ехать в восстановленные храмы. А здесь композиции, которые продолжают собирать.

Довольно хорошо собирающийся лик -


Крупные куски сохраняются очень редко.
DSC02589.JPG

В основном приходится собирать из осколков площадью 1-2 кв. см.
DSC02598.JPG

DSC02600.JPG

DSC02601.JPG

DSC02602.JPG

Рабочий стол -
DSC02587.JPG


DSC02588.JPG

DSC02593.JPG

Почти собранная фреска -
DSC02597.JPG


Оказалось, что так можно спасти не только фрески, разрушенные в XX веке, но и сбитые со стен гораздо раньше. Сюда поступают фрагменты фресок, найденные при раскопках в Новгороде. Например, в церкви Благовещенья на Городище или в Георгиевском соборе Юрьева монастыря сбитые во время ремонта храмов в средневековье.

Несмотря на века пребывания в земле, фрески сохранились удивительно хорошо. По сути их только очищают от пыли кистями.
DSC02594.JPG

Вот фрагменты ликов из Георгиевского собора Юрьева монастыря -


Таким методам к нам возвращаются не только шедевры средневековой живописи, но и многочисленные граффити - надписи и рисунки, выцарапанные на стенах церквей.
А видеть и читать их это особое удовольствие. У меня прям руки трясутся. Приходится их прятать за спину, чтобы преодолеть искушение прикоснутся.

Надпись конца XIX века. -


А эта постарше -

DSC02586.JPG
Надо сказать что, похоже, граффити на стенах храмов не считались чем-то предосудительным. Можно встретить тексты разного содержания от имён и хозяйственных записей, до почти летописных сообщений.

Вот, обнаруженная в Георгиевском соборе Юрьева монастыря надпись о смерти и погребении князя Всеволода Мстиславича, который княжил в Новгороде с 1117 по 1136 год, а потом был изгнан из города и умер в 1138 году в Пскове


А это запись молитвы на глаголице - славянском алфавите, который почти не использовался на Руси. Кстати самая большая надпись этим алфавитом на территории России


Фрагмент с граффити из церкви Благовещенья на Городище -


Кроме надписей процарапывались и рисунки -




И самое главное это то, что по четвергам (в 16:00) и субботам (14:00) сюда на экскурсию ми может придти на экскурсию любой желающий.

Tags: археология, музей, фрески
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo starcheolog апрель 27, 2015 00:41 427
Buy for 10 tokens
Недавно меня в очередной раз попросили рассказать, что такое "культурный слой" и как образуется. Многим кажется невероятным факт, что культурный слой в городе может иметь несколько метров. В итоге я написал вот этот пост, в котором постарался просто, но подробно рассказать о культурном слое и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments