starcheolog (starcheolog) wrote,
starcheolog
starcheolog

Category:

Бременский когг

В Немецком морском музее в Бремерхафене находится один интереснейших для археологов и любителей истории мореплавания объектов – Бременский когг.

Сам Морской музей Бремерхафена - это довольно крупная исследовательская организация, занимающая несколько корпусов, но сейчас в выставочном комплексе идёт масштабная реконструкция и для посещения доступен только зал с коггом. Нас, впрочем, это не огорчило, потому что ради него мы, собственно и пришли.

DSC01304.JPG

История появления этого, фактически, чуда света довольно длинная. Первые фрагменты деревянного корабля были обнаружены 8 октября 1962 года во время дноуглубительных работ на реке Везер. Позднейшие исследования показали, что это когг – средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, построенное около 1380 года.


DSC01370.JPG

История появления этого , фактически, чуда света довольно длинная. Первые фрагменты деревянного корабля были обнаружены 8 октября 1962 года во время дноуглубительных работ на реке Везер. Позднейшие исследования показали, что это когг – средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, построенное около 1380 года. Поиск обломков продолжался до июля 1965 года и в результате было найдено более 2000 отдельных частей корабля, которые были переданы Немецкому музею судоходства для сохранения.

DSC01356.JPG

Долгое время корпус корабля и детали хранились в большом резервуаре с водой. Консервация – пропитка в растворе полиэтиленгликоля и постепенная сушка, и реконструкция корабля продолжались 18 лет – до 2000 г.
DSC01344.JPG

Бременский когг не такой впечатляющий, как стоящий в Стокгольме «Ваза», затонувший в полной боевой готовности и практически идеально сохранившийся. Этот корабль разрушен сильнее, но создатели музея использовали все возможности для того чтобы эффектно его представить.

DSC01342.JPG

Стоящий в центре большого зала собранный корпус корабля поддерживается сложной конструкцией.

DSC01333.JPG

Вокруг поднимаются три яруса «балконов», позволяющие рассмотреть корабль практически с любой точки.
На балконах витрины с экспонатами.



Чтобы разглядеть детали корпуса поближе есть несколько театральных биноклей, вмонтированных в специальные стойки. Честно говоря, довольно неудобные штуки.



Длина корпуса — 24 метра, ширина — 8 метров, высота бортов — чуть более 4 метров. Водоизмещения оценивается в 130 тонн.

DSC01297.JPG

Судя по выставленным вокруг деталям с рабочей маркировкой, монтаж продолжается и сейчас.



Отсутствие некоторых элементов конструкции, груза и малое количество находок позволили исследователям предположить, что этот корабль был недостроен и затонул после того как был смыт со стапелей наводнением. Но корабль был уже в довольно высокой степени готовности. Даже гальюн уже установили.



DSC01267.JPG

DSC01266.JPG

DSC01269.JPG

Предметов на корабле найдено немного. Среди них – одна бочка (зато со знаком на крышке), набор инструментов, кожаная туфля, игральные фишки, кости и всякие мелочи.
DSC01261.JPG

DSC01229.JPG

DSC01228.JPG

DSC01201.JPG

DSC01157.JPG

В экспозиции музея про корабль рассказано практически всё. В видеоролике на экране детально показано как строился когг. Отдельно выставлен фрагмент борта, собранный в соответствии с технологией.

Мы и в Старой руссе часто находим скобы вот такой формы. Они крепят планку удерживающую уплотнитель, котрый в свою очередь удерживает пеньку которой законопачивают щели между досками борта.


Целый раздел выставки подробно рассказывает о методах изучения, консервации и реставрации. Нашлось место для стендов и экранов, посвящённых дендрохронологии, фотограммометрии, тахеометрии и прочему…









Наглядное объяснение принципа дендрохронологии. Именно блягодаря ей удалось датировать время постройки корабля.



Ни один морской музей не обойдётся без  многочисленных макетов кораблей. Самый крупный это масштабная реконструкции судна.



Особенно радуют макеты, которые можно пощупать. Делались они, конечно, прежде всего, для незрячих, но потрогать интересно всем. При этом есть и макет сохранившегося корабля и его реконструкции.

Макет корабля в том виде в котором он был найден.


Реконструкция





Отдельно нужно отметить всякие «интерактивности». Кроме макетов, которые можно потрогать, в залах можно свить канат, законопатить щели между досками обшивки, согнуть доски для обшивки бортов, потрогать содержимое сундучка, понюхать солёную рыбу, повернуть парус, откачать воду из трюма, равномерно распределить груз на корабле или попробовать себя в роли исследователя.













Люблю я такие вещи, а уж сын был в восторге!




Кое-что, правда, поистрепалось, но видно потому и реконструкция идёт…

Кроме того экспозиция довольно подробно рассказывает о ганзейской торговле и всем что ей сопутствовало. Даже про эпидемии чумы, распространяемой корабельными крысами не забыли.

Ловчие птицы - дорогой товар.

Рыба и баночка с запахом.








Отдельно нужно отметить то, как представлен средневековый Бремен. Город показан в виде макета, который тоже можно щупать. При этом нажав на какое-нибудь важное здание – собор, ратушу, портовый склад - вы запускаете ролик, рассказывающий о нём.




В общем, прекрасный музей. Жаль остальные залы были закрыты. Но, полагаю мы сюда ещё вернёмся.


Tags: Бремерхафен, археология, когг, музей, средневековье
Subscribe
promo starcheolog апрель 27, 2015 00:41 427
Buy for 10 tokens
Недавно меня в очередной раз попросили рассказать, что такое "культурный слой" и как образуется. Многим кажется невероятным факт, что культурный слой в городе может иметь несколько метров. В итоге я написал вот этот пост, в котором постарался просто, но подробно рассказать о культурном слое и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments