Вот некоторые из последних записей.

На дне двухметрового колодца, засыпанного в конце 16 века, под толстым слоем глинистого ила был обнаружен практически не повреждённый временем собачий череп и повреждённый (разрубленный) позвонок той же собаки. Возможно, когда-то кто-то хотел крепко насолить соседу и подбросил ему в колодец кусок падали… или, как пошутил один из участников работ, может быть, узнавший об отмене опричнины слуга Ивана Грозного избавился так от знака отличия :) – как в 1917 году офицеры срывали и прятали погоны, опасаясь расправы…

Наши истории с загадочными зверушками продолжаются.
Что это за милая собачка в штанах? Есть, между прочим, версия, что это ГИЕНА. На некоторых миниатюрах бестиариев гиена изображается со своеобразным покрывалом или перевязью на теле. Оказывается, это покрывало изображает баранью шкуру, которая упоминается в житии Макария Александрийского, которому гиена привела своего больного щенка. После того, как святой вылечил щенка, в знак благодарности гиена принесла ему теплую шкуру, которая впоследствии стала реликвией - так называемый дар гиены. Тексты бестиариев эту особенность изображения гиены не объясняют, и рисуют её исключительно пожирателем мертвецов. Но покрывало, превращенное в ленту-пояс, остаётся на картинках. ... Не будем настаивать на этой версии, а просто сообщим, что эта подвеска - недавняя находка из Мстиславского II раскопа у старой ТЭЦ. Приблизительные аналогии ей известны широко, практически точно такая была найдена у д. Терпилицы (Ленинградская обл.) и опубликована Е. А. Рябининым.

И снова Мстиславский раскоп со своими бронзовыми подвесками. И опять – находка не уникальная, но для наших мест редкостная.
Якорь в качестве талисмана известен с древнейших времен. Пример тому – якоря, найденные в «Башенном храме» древнего финикийского города Библоса (2300 лет до н.э.). Здесь пять якорей образуют как бы нижнюю ступень лестницы, ведущей к входу в храм. Надежда, спасение, безопасность, прочность, верность, осторожность – считалось, что якорь символизирует эти качества и добродетели.
Моряки и путешественники, отправляясь в морское путешествие, старались оставить отметку-якорь на камне, чем больше усилий было приложено – тем лучше, суровые владыки пучин уважали усердие. В Древней Греции только что откованному якорю воздавались почести в храме Зевса. Аргонавты, приближаясь к Черному морю, должны были принести в жертву один из каменных якорей своего корабля.
Не удивительно, что якорь вошёл в систему христианской символики. С первых же лет христианства якорь стал у приверженцев новой религии символом надежды и спасения. Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» во времена, когда первые христиане преследовались римлянами. Такие знаки встречаются в рукописях, рельефах и росписях катакомб III-V вв. Ранние христиане называли их «Crux dissimulata» (лат.) – «Крест потаенный». Такой знак, по некоторым предположениям, «прикрывал крест от поругания неверными».
Якорь служит эмблемой св. Николая Мирликийского (покровителя моряков и охранителя их на море) и св. Климента Римского (покровителя всех путешествующих по воде). Кстати сказать, Климент Римский – святой, особенным образом связанный с русской историей. Мощи его, хранившиеся в Херсонесе, были доставлены на Русь великим князем Владимиром Святославичем в Х веке и легли в основание Десятинной церкви.
Точно такие же якорьки, как найденный в Пскове на Мстиславском раскопе, известны по раскопкам В.З.Завитневича в Белоруссии. Датировка таких якорей в археологических отложениях неочевидна – разные исследователи предлагают варианты от X-XI до XIII-XIV вв. Может быть, это объясняется многовековой устойчивостью традиции?
P.S. …на прошедшей неделе, когда казалось, что ветер вывернет наш раскоп наизнанку и унесёт неведомо куда, находка вселяла надежду…
Journal information