starcheolog (starcheolog) wrote,
starcheolog
starcheolog

Государственный музей истории культуры Узбекистана в Самарканде

Оригинал взят у maximus101 в Государственный музей истории культуры Узбекистана в Самарканде
Раньше самаркандский музей истории находился рядом с Регистаном, но в 2010 году его снесли, так как здание музея, построенное в 1978 году в СССР, сильно напоминало об этом самом СССР. Поэтому советский музей перенесли в новое здание, находится оно на полпути между Регистаном и железнодорожным вокзалом на так называемом Повороте, каждый таксист в Самарканде знает это место, хотя о самом музее не знает никто.
Музей весьма приличный, хоть и небольшой, коллекция древних артефактов занимает в нем один этаж.

Копия фриза с изображением музыкантов из буддийского храма в Айртам, Сурхандарья, II в. до н.э. Сам фриз находится в Государственном Эрмитаже.






Погребение из Чакка, XIV в. до н.э. Самаркандская область.


Сакский шлем, VI в. до н.э.


Крышка от реликвария, II-IV вв. Городище Зартепе, Сурхандарьинская область.


Колонны храма из городища Еркурган, Кашкадарья, III-VI вв.


Основание ступы из Каратепе, II-I вв. до н.э.(Сурхандарья) и смотрительница музея.


Терракотовый фриз из Еркургана, Кашкадарья, III-VI вв.


Голова божества с солярными знаками из городища Еркурган, Кашкадарья, III-VI вв.


Копия фриза с изображением музыкантов из буддийского храма в Айртам, Сурхандарья, II в. до н.э.


Фриз из Айртам.


Буддийские изображения из городища Кува, VII-VIII вв. Ферганская область.






Терракотовые изображения из Афрасиаба (Самарканд), II в. до н.э. - IV в н.э. Видимо, это какое-то женское божество, например, известная Богиня Мать.




Реконструкция дворца бухар-худатов - правителей Бухарского оазиса в Варахше, VI-VII вв. Бухарская область. Как несложно заметить, дворец стилистически схож с архитектурой Месопотамии.


Зал во дворце бухар-худатов. Городище Варахша, VI-VII вв.


Фрагмент архитектурного декора айвана из дворца в Варахше, VI-VII вв.


Фрагменты архитектурного декора айвана из дворца в Варахше, VI-VII вв.




Терракотовое изображение женского божества из Варахши, дворца бухар-худатов - правителей Бухарского оазиса, VII-VIII вв.


Терракотовые изображения из Варахши


Фрагмент декора из Варахши.


Стенка от керамического оссуария. V-VI в. Афросиаб, Самарканд.


Терракотовый оссуарий. Муллакурган, VII-VIII в. На его крышке изображены два женских божества.


К сожалению, сам короб оссуария у меня плохо получился из-за специфического освещения, на него можно посмотреть здесь. На стенке оссуария изображен храм огня и два жреца. В оссуариях хранили кости людей после "обработки" трупов в дахмах, где плоть пожиралась птицами и собаками. Интересно, что в Персии подобные украшенные изображениями ящики для костей почти не использовали, т.е. этот погребальный обычай был свойственен именно Средней Азии. При этом у оссуариев из Согдианы есть сходство с подобными костехранилищами из Иудеи периода Второго храма.


Фрагмент стенки оссуария с солярными символами и мужскими фигурами, V-VII вв. Самаркандская область, Ургут.


Оссуарий с человеческой головой, V-VII вв. Самаркандская область.




Оссуарий в форме лошади, V-VI вв. Самаркандская область.


Терракотовая голова, навершие крышки оссуария, VI-VII вв. Тайляк, Самаркандская область.


Оссуарий с крестом из Кафир-калы под Самаркандом, V-VII вв. Надо сказать, что изображение креста встречается на очень многих оссуариях (и вообще разных предметах из Согда), что свидетельствует об огромном влиянии христианства в Средней Азии в доисламскую эпоху.


Навершие крышки оссуария в виде человеческой фигуры, V-VII вв. Самаркандская область.


Керамические изображения из Афросиаба (Самарканд), V-VII вв. Справа, на голове персонажа виден полумесяц, его часто изображали на короне сасанидских правителей в Персии.


Мощный мужчина из Афрасиаба, антропоморфный сосуд, V-VII вв.


Блюдо из Афрасиаба, X-XI вв.


Осколки керамики из Афрасиаба, X-XII вв.





Изображения на глазурованной посуде, Афрасиаб, X-XII вв.


Искусство глазурованной керамики пришло в Среднюю Азии вместе с арабским нашествием. Афрасиаб (нынешний Самарканд) стал главным центром ее производства.




Детская игрушечная посуда из Афрасиаба, X-XI вв.


Керамическая посуда из Афрасиаба, IX-X вв.




Хум, городище Конка, XII в. Ташкентская область.


Фигурки из кости, IX-XII вв. Городище Афрасиаб, Самарканд.


Стеклянная посуда из Афрасиаба, IX-XII вв.




Чироги - маслянные светильники, XII - XIII, Афрасиаб, Самарканд.


Фрагменты изразцов тимуридского времени, XIV-XV вв.


Защитного вооружение бухарского воина, XVII-XIX вв.


Детали упряжи из Бухары, XVIII в.


Седло из Самарканда, XVIII в.



Мои посты, посвященные музеям мира:
Древняя Русь в Историческом музее в Москве
Золотая Орда в Государственном Эрмитаже
Национальный музей Грузии и его Золотая кладовая
Музей провинции Хэнань
Национальный музей Алеппо.
Музей Древнего Востока в Стамбуле.
Археологический музей Стамбула. Византия.
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха варваров.
Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха Древних Царств.
Музей погребального комплекса Янлин в Китае.
Коптский музей





Tags: археология, архитектура, музей, перепост
Subscribe

Posts from This Journal “археология” Tag

promo starcheolog april 27, 2015 00:41 398
Buy for 10 tokens
Недавно меня в очередной раз попросили рассказать, что такое "культурный слой" и как образуется. Многим кажется невероятным факт, что культурный слой в городе может иметь несколько метров. В итоге я написал вот этот пост, в котором постарался просто, но подробно рассказать о культурном слое и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments