starcheolog (starcheolog) wrote,
starcheolog
starcheolog

Выставка "Золото Сарматов" или Искусство, что пронзает тысячелетия. Часть 1.

Много хороших фотографий красивых вещей.
Оригинал взят у vladimirdar в Выставка "Золото Сарматов" или Искусство, что пронзает тысячелетия. Часть 1.
Поруч, золото, I в. н.э.
Всего 36 фото

В Москве проходит замечательная камерная выставка «Золото сарматов» в Музее Декоративно-прикладного и Народного искусства, что на Делегатской,3. О выставке я узнал совершенно случайно, неожиданно увидев появившееся в рейтинге ключевых слов в Метрике «Золото сарматов» и ссылку почему-то на мой пост в ЖЖ годовой давности «Золото-сарматов - Золото степей", так что сейчас, благодаря этой выставке и поисковым запросам он оказался на первой странице Яндекса) Зайдя по этой ссылке на страницу Яндекса я и увидел впервые анонс этой новой выставки приуроченной к Дню Города. Меня несказанно воодушевило, что такое мероприятие проходит в Москве и, быстро собравшись, я тут же отправился на эту интригующую выставку. А быстро – вот почему…

Культура древних кочевников-сарматов, сарматов-воинов меня всегда чрезвычайно и живо интересовала. Золотые украшения, предметы культа, древнее оружие и, вообще все, что связано с самим определением сарматов (савроматов) мощно возбуждали во мне какие-то смутные неосознанные воспоминания и будили архетипную память о былом. Я не могу спокойно и бесстрастно смотреть на эти проникновенные облеченные в золото послания из нашего прошлого, прошлого нашей Родины, возможно прошлого моих предков или прошлых жизней – это не важно, но важно другое - сейчас передо мной откроется и станет явью еще одна малая часть истории этого древнего и таинственного народа, что населял с IV в. до н.э до IV в. н.э. степные пространства от реки Тобол на Востоке до водораздела Тисы и Дуная на западе.

Вот уж чего не хочется - так это подробно углубляться кто такие сарматы и чего нам о них не известно) Однако, я понимаю, что необходима хотя бы минимальная объективно-субъективная информация о них для погружения в тот исторический контекст, что поможет легче и глубже принять то, что мы с вами сейчас увидим.

Об этой культуре существует совсем мало исторических сведений и часто одни противоречат другим. Оно и понятно – ведь сарматы - это обобщенное название кочевых скотоводческих ираноязычных племен, что не приняли в давние времена зорооастризм и, покидая территории нынешнего Ирана, расселяясь, неуклонно двигались на запад из-за необходимости все новых пастбищ, ресурсов, стремясь приблизиться к большим городам с целью грабежа и торговли.

Со слов Геродота «савроматы» (это первое упоминание этих племен как савроматы в исторических источниках) произошли от союза скифов с амазонками. Очевидно, эта легенда обосновывается тем, что женщины в сарматской среде занимали почетное положение, участвовали как в общественной, религиозной племенной жизни, так и в постоянных войнах. Гай Плиний Старший сообщает, что переселенцами из Ассирии (современный Ирак) и Мидии (государство ариев на западе Ирана по Геродоту) как раз и были сарматы, обосновавшиеся у реки Танаис (современный Дон).
02.
Ассирия, Мидия, Урарту - скифия и савроматы

Уже в IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и Аральским морем сформировались грозные сарматские союзы, включившие также значительную часть сако-массагетских племен. На рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление сарматов-кочевников на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию. В III-II вв. до н.э. сарматы завоевали земли европейских скифов, которым удалось удержать свое господство лишь в Крыму и Добрудже (причерноморская территория современной Румынии).
03.
Сарматы - карта - III в. до н.э - 1 в. н.э

Крупнейшие сарматские союзы племен – языги, роксоланы, сираки, аорсы. Самые западные сарматы — языги, набеги которых впервые достигли дунайских провинций Римской империи. Роксоланы кочевали между Днепром и Доном, их зимники находились на побережье Азовского моря. Наиболее развитой хозяйственной и социальной структурой отличались сираки, подчинившие на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и первыми из сарматов создавшие свое государство. Но самыми сильными и многочисленными были аорсы. По сообщению древнегреческого географа и историка Страбона, в одной из войн I в. до н.э. царь сираков Абеак выставил 20 тысяч всадников, царь аорсов Спадин – 200 тысяч, а верхние аорсы — еще больше.

В отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы (или уже сарматы) славились своей конницей. Как и все иранские народы, они использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней. Основным типом доспехов у сарматов, напоминающих змеиную кожу, также был чешуйчатый доспех из железной или бронзовой (либо кожаной) чешуи. Кроме того, античные авторы часто упоминают доспехи из рога или копыт. Кстати, определение «савроматы» на греческом, и несет примерную смысловую нагрузку как «ящероподобные» - из-за этих чешуйчатых доспехов.

Сарматские катафракты (греч. закованные в панцирь) в полном защитном вооружении показаны на барельефах колонны Траяна (113 г.). Они сами и их кони как раз и покрыты этой чешуйчатой броней, защищающей лошадь целиком вплоть до ее копыт.
04.
Барельеф колонны Траяна - сарматы в дакийской войне
Скульптор, конечно же с перебором, описывает сарматов как ящероподобных антропоморфных существ), но мы уже можем по этому изображению составить свое представление о доспехах тяжелой конницы сарматских катафрактов.
05.

Изображение сарматов на Колонне Трояна (2 в. н.э.) - графическая прорисовка
Графическая прорисовска этого же барельефа.

Традиционный пластинчато-нашивной доспех скифских времен дополняется чешуйчатым и кольчужным, что делало возможным более маневренный бой с применением метательного или иного оружия. Доспехи находят все более широкое применение в дружинах сарматских катафрактов, явившихся прообразом тяжеловооруженной конницы Византии, Рима и рыцарской конницы Европы…

Поздний период в развитии сарматской культуры приходится на II-IV в. н.э. Он представлен крупным племенным союзом во главе с аланами. Территория их расселения – от Дуная на западе до Волги на востоке.

Вторая половина IV в. н.э стала для степей северного Прикаспия переломной. Началась эпоха «великого переселения народов", в которой значительная часть родственных сарматам восточных объединений, увлеченных племенами гуннов, начали стремительное движение на запад. Аланская конфедерация не выдержала натиска: часть ее была уничтожена, часть вошла в состав гуннского союза и оказалась на территории Западной Европы дойдя даже до Италии и Испании. Часть ушла на Северный Кавказ и осела на территории современной Осетии. До сих пор некоторые обычаи осетин несут в себе черты культуры знаменитых сарматов, оставившие в мировой истории свой яркий свет.
06.
Сармат

Однако, вернемся к сарматскому золоту. Сарматы оставили после себя яркие памятники культового и декоративно-прикладного искусства, представляющие одно из самобытных ответвлений так называемого скифо-сибирского "звериного стиля" и отличаются как мотивами изображений, так и приёмами их декоративной стилизации. Оружие, сосуды, одежда, диадемы, культовые и многие бытовые предметы украшенные изображениями хищных зверей и птиц (плоскими, рельефными, гравированными, объёмными, ажурными), выполнявшиеся из золота, бронзы, кости, рога и камня составляли в сюжетах так называемую «скифскую триаду»: кочевое скотоводство, воинский быт и скифо-сибирский «звериный стиль». Золотые олени, пантеры, лошади, бараны, и даже грифоны переплетаются между собой, образуя сложные динамичные орнаменты.  Изделия из драгоценных металлов – сокровище исчезнувшей культуры, сохранившихся на века и тысячелетия.
07.
Золотой сарматский браслет

Наряду с изображениями в "зверином стиле" (изогнутые и переплетённые в экспрессивной, напряженной борьбе тела хищников и драконов) появляются изображения крылатых божеств, грифонов, антропоморфных существ, растительных мотивов, воспринятые как из искусства городов Боспорского царства, так и из среднеазиатского и греко-бактрийского искусства. Изображения этого времени тяготеют к роскоши и декоративному изяществу.

В III в. до н. э. появляется, и во II-IV вв. н. э. достигает расцвета характерный для сарматов так называемый полихромный стиль: одежда, обувь, ювелирные изделия из металла украшаются самоцветами, бусами, бисером, геммами и цветными эмалями; используются также зернь и филигрань.

Зооморфные мотивы в искусстве сарматов постепенно всё более стилизуются и вытесняются геометрическим орнаментами. В III-IV вв. "полихромный стиль" сарматов становится более пышным и грубым. В эпоху великого переселения народов племена аланов совместно с готами и гуннами способствовали распространению этого стиля в Центральной и Западной Европе.

Роль золота у кочевников всегда была очень значительной и, не только как драгоценного металла – через него, по представлениям сарматов, осуществлялась связь с богами и духами их родов. Вот почему в захоронениях сарматских царей и аристократии обязательно присутствовал этот благородный желтый солнечный металл в виде священных сосудов, оружия, украшений, предметов сарматского быта и расшитых парадных одежд. Сарматы не оставили каких либо значительных памятников и сооружений по которым было бы возможно составить представление обо всех тонкостях их быта, традиций, социального устройства - скифо-сарматские древности открываются нам лишь в погребальных курганах.
08.
Раскопки захоронения сарматской амазонки
Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы. Раскопки могилы сарматской амазонки в Оренбуржье.

На огромных степных просторах нашей страны, на гладких ее равнинах возвышаются мрачные загадочные насыпи значительной величины и правильной формы. Некоторые же имеют вид земляных пирамид обложенных в основании каменными блоками. Курганов в этих степных пространствах тысячи и они всегда привлекали внимание проживающих рядом с ними людей из-за легенд о сокровищах погребенных в них. Подавляющее большинство курганов разграблено в древности, однако современным археологам частенько везет, потому, как оказалось, что ценности, дары, утварь скифо-сарматы часто прятали на значительном расстоянии от основной камеры, где был погребен умерший…

Коллекция археологических предметов из драгоценных металлов Астраханского музея-заповедника начала формироваться во второй половине XX в. как результат активных раскопок древних курганов, представляющих собой богатые захоронения сарматского времени. В фондах музея-заповедника хранятся найденные на территории Астраханской области редчайшие предметы археологии из золота и серебра, клады. Самые ранние из находок были созданы более 5 тыс. лет назад. Вот их мы и увидим с Вами.

Первое ощущение, когда входишь в этот зал - легкий трепет – экспозиция золота сарматов, оформлена необычно – по периметру устроены как бы «окна в прошлое» с зеленовато-аквамариновым свечением и фоном - для золотых изделий, а в центральной части – закрытая прозрачная витрина для серебряных сосудов. Композиционно центральная часть нисколько не мешает и обращаешь на нее внимание только тогда, когда уже заканчиваешь осмотр всех экспонатов из золота. Давайте же вместе с вами сделаем попытку увидеть, почувствовать, узнать еще немного об этом великом народе, что по определению является во многом и нашими предками.
09.
Выставка

Главным предметом культа – как у сарматов, так и скифов – был меч, олицетворявший бога войны. Римский историк Аммиан Марцеллин писал: «Они   втыкают   в   землю   меч   и   с   благоговением   поклоняются   ему,  как   Марсу».

Акинак. IV-V в. до н.э. Железо; ковка. Астраханская область. Красноярский район. пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1988 г.
10.
Акинак и золотые накладки. Золото сарматов.

Вот как он реально примерно выглядел в то время.
11.
Акинак

Обкладки стенки деревянного сосуда. V в. до н.э. IV в. до н.э. Золото; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Соленое Займище. Курган 2. Раскопки В.П. Шилова. 1963 г.
12.
Золотая обкладка сенок деревянного сосуда. Золото сарматов.

В IV-II в. до н.э. штампованные бляшки в виде стилизованной головы барана с двумя загнутыми рожками часто украшали костюм мужчины.

Накладка. IV в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ XVII, к.15, п.2. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1976 г.
13.
Золотая накладка. Золото сарматов.

Пластина с изображением кулана. IV-V в. до н.э. Золото; тиснение. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987 г.
14.
Золотая пластина с изображением кулана. Золото сарматов.

Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине – покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.

Зеркало и бляхи. IV-V в. до н.э. Бронза; литье. Астраханская область. Красноярский район. Пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова. 1987-1988 гг.
15.
Зеркало и зооморфные фигурки

Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине – покровительнице коней и плодородия. С ней был связан культ огня и солнца, хранительницами которого были сарматские жрицы.

Подвески полые в виде вытянутой усеченной пирамиды со вставками из стекла служили украшением.
II-III в. н.э. Золото; стекло, литье, филигрань, зернь, пайка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. с. Старица. Курган 26, п.2 Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
16.
Антропоморфная фигурка
17.
Украшение. Золото сарматов.

Подвески серповидные гешированные (гагатовые) с золотой обкладкой. IV в. до н.э. Золото, гагат; ковка, шлифовка. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ VI, к.1, п.14. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1973 г.
18.
Подвеска серповидная, гешированная (гагатовая) с золотой обкладкой. Золото сарматов.
19.
Подвеска серповидная гешированная (гагатовая) с золотой обкладкой. Золото сарматов.

Обращает на себя внимание обилие в погребениях золотых кастов (каст-основа и способ закрепления) с каменными и стеклянными вставками кабошонов круглой, овальной и ромбической форм, предполагающих наличие крупной золотой основы. Цвет каменных вставок зеленый, вишневый, охристый, стеклянные – фиолетовый.
20.
Элементы золотых украшений

Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
21.
Золотые нашивные бляшки. Золото сарматов.

Накладка в форме бутона лилии. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
22.
Накладка в форме бутона лилии. Золото сарматов.

Браслет спиралевидный 12-и витковый. IV-III в. до н.э. Золото; ковка, тиснение, пайка. Астраханская область. пос. Черный Яр. К.3, п.2. Раскопки В.П.Шилова, А.Н. Мелентьева. 1970 г.
23.
Спиральный браслет

В сарматские богатые погребения часто клали ткани расшитые золотой фольгой и нитями. В погребении недалеко от села Косика расшитые золотом ткани  были положены на перекрывающий погребение настил. Вполне возможно эти ткани служили балдахином для погребенного. Нашивные бляшки, трубочки, накладки в виде трех лепесткового рифленого древовидного бутона, проволока, возможно, были частью единого украшения.

Бляшки нашивные. I в. н.э. Золото, штамповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
24.
Нашивные бляшки

Пектораль, относится к IV в. до н.э. Создана мастерами по заказу сарматских скифо-сарматской знати. Золотая пектораль состоит из трех частей – пустотелой основы, на лицевой пластине которой изображены сцены терзания двумя грифонами быка.

Гривна (пектораль) со сценами терзаний. Золото; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
25.
Пектораль (гривна) со сценами терзания. Золото сарматов.
26.
Фрагмент пекторали со сценами терзания

Слева расположена сцена терзания двумя львами лежащего головой вправо барана.
27.
Фрагмент пекторали (гривны) со сценами терзания. Золото сарматов.

Справа от центральной сцены представлена композиция со львом и львицей, терзающими оленя.
28.
Фрагмент пекторали (гривны) со сценами терзания. Золото сарматов.
29.
Фрагмент гривны (пекторали) со сценами терзания. Золото сарматов.

Подвижные конечности представляют собой головки баранов с длинной декоративной шейкой.
30.
Пектораль (нагрудное украшение) со сценами терзания

Среди вещей воина выделяется золотой браслет-поруч. Поруч состоял из двух подвижных соединенных частей. Одна половина браслета состоит из пяти фризов – интересен второй – ажурный состоящий из четырех растянутых гладких шкур, обрамленных тонкой финифтью. В центре каждой шкурки глубоко оттиснута тушка барана. Очевидно, здесь представлены жертвенные животные – баран как символ небесной благодати. Предположительно такие браслеты должны были предохранять руку при стрельбе из лука.

Поруч. I в. н.э. Золото, эмаль; тиснение, скань, штамповка, пайка, зернь. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
31.
Поруч, золото, I в. н.э.

Для ручной доводки режущих инструментов сарматы использовали оселки. Оселок с головой льва-львицы изготовлен из нефрита. Золотая головка, изображает верхнюю часть морды хищника семейства кошачьих, глаза и уши которого представляют собой глубокие касты. За ушами припаяно кольцо из проволоки. Подобные оселки относятся к предметам культа и довольно редко встречаются в сарматских погребениях.
32.
Зооморфная личина. Золото сарматов.

Оселок. I в. н.э. Золото, нефрит, шлифовка; литье, пайка, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
33.
Зооантропоморфные личины

Слева - серебряная бляшка-накладка - предположительно с изображением головы сарматского бога неба. Изображена голова пожилого лысого человека. Лицо с приплюснутым носом и покатым лбом. Глазное яблоко выражено слабым рельефом, зрачок углублен, длинные прямые усы расходятся внизу в разные стороны, борода клинообразная. Накладка. I в. н.э. Серебро; штмповка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.

Бляшка в форме головы человека с длинными волосами. Изображение человеческого лица с прямым носом, покатым лбом, рельефно обозначенными ресницами, глазами, бровями и ноздрями. Его лицо и шея с зачесанными назад волосами, уложенными в пряди. Возможно, здесь изображена голова Апполона. I в. н.э. Золото; литье, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
34.
Зооантропоморфная личина. Золото сарматов.

В сарматских захоронениях встречаются не только дары, трофеи, но и диковинные вещи, привезенные издалека. Так в руках сармата I в. н.э. оказались две древние ассирийские печати XVI-XIX в. до н.э., представлявшие тогда для них чрезвычайную ценность.

Печать цилиндрическая со сценой борьбы царя со львами. V в. до н.э. Халцедон; резьба. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
35.
Печать цилиндрическая со сценой борьбы царя со львами.

Печать цилиндрическая с клинописным текстом – «Мардук Великий». XVI-XIX в. до н.э. Халцедон; резьба. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
36.
Печать цилиндрическая  к клинописным текстом

ЖЖ, к сожалению не принял этот пост целиком, поэтому пришлось его разделить на две части (вторая часть). Во второй части вы продолжим осмотр этой восхитительной выставки и узнаеи как крепилась сарматская одежда, украшались сарматские лошади и рассмотрим внимательно серебряный клад ритуальных сосудов из сарматского кургана из погребения сарматской жрицы.



© Vladimir d’Ar

Выставка "Золото сарматов". Часть 2.


Tags: археологические находки, археологический музей, археология, выставка, перепост, сарматы
Subscribe

Posts from This Journal “перепост” Tag

promo starcheolog april 27, 2015 00:41 397
Buy for 10 tokens
Недавно меня в очередной раз попросили рассказать, что такое "культурный слой" и как образуется. Многим кажется невероятным факт, что культурный слой в городе может иметь несколько метров. В итоге я написал вот этот пост, в котором постарался просто, но подробно рассказать о культурном слое и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments