starcheolog (starcheolog) wrote,
starcheolog
starcheolog

Выставка "Золото Сарматов" или Отголоски Истории. Часть 2.

Продолжение
Оригинал взят у vladimirdar в Выставка "Золото Сарматов" или Отголоски Истории. Часть 2.
Фалар. Золото Сарматов.
Всего 37 фото

Это вторая часть моего рассказа о чу́дной выставке "Золото Сарматов", что проходит сейчас в Москве до 30 ноября 2014 года. В этой части мы увидим как сарматы управлялись со своей одеждой, лошадьми, совершали культовые действия и пировали.

...Для крепления портупеи и поясов сарматы пользовались пряжками. Они были с различными изображениями грифонов, крылатых сфинксов или просто полукруглые с ушками для крепления.

Ажурная золотая пряжка с подвижным язычком была найдена в мужском сарматском погребении. Внешняя поверхность пряжки за исключением задней планки, украшена псевдо филигранью. По углам в овальных кастах, когда то находились стеклянные вставки. Вставки были помещены и в завитках у основания рамки. Уцелела одна из них – из голубого стекла. На основании язычка в гнезде, обрамленном псевдо филигранью, находится круглая вставка из бирюзы.

Пряжка для парадного пояса. I - II в. н.э. Золото, бирюза, стекло; литье, ковка, пайка. Астраханская область. Красноярский район. пос. Комсомольский. Раскопки В.В.Плахова, В.В. Дворниченко.. 1987-1988 г.
02.
Золотая пряжка для парадного пояса. Золото сарматов.

Пряжка поясная. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, металл, смальта, тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
03.
Пряжка поясная. Золото сарматов.

Пряжка с изображением крылатого сфинкса. I в. до н.э.- I в. н.э. Серебро, бронза, литье, ковка, тиснение, позолота. Астраханская область. Енотаевский район. д. Барановка. Раскопки В.В. Дворниченко, Г.А Федорова-Давыдова. 1972 г.
04.
Пряжка с изображением крылатого сфинкса. Золото сарматов.

Пряжка. I в. н.э. Золото, литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
05.
Пряжка. Золото сарматов.

Оконечник ремня. I в. н.э. Золото, эмаль; литье, ковка, пайка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
06.
Оконечник ремня. Золото сарматов.

Замечательным произведение ювелирного искусства являются золотая пряжка и соответствующий ей золотой наконечник ремня парадного пояса в виде фигурки ежа-ушастого с двумя змеями у ног и двумя стилизованными головками птиц перед передними лапками. Изображения находятся на высокой пятиугольной платформе. Спинки у ежей, иголки которых выполнены перегородчатой мозаикой из смальты и камней съемные, внутри тела ежа был, когда то тайник. Происхождение предметов примерно средне-сибирское или среднеазиатское.
07.
Витрина. Золото сарматов.

Бляхи зооморфные. I в. н.э. Золото, альмандин, стекло; инкрустация, глубокое тиснение. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
08.
Бляха зооморфная. Золото сарматов.
09.
Бляха зооморфная - изображение реликтового степного ежика. Золото Сарматов.

Браслет. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, литье, ковка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Никольское. К12, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1965 г.
10.
Золотой браслет. Золото сарматов.

Кольцо проволочное в полтора оборота. II-III в. н.э. Золото; ковка. Астраханская область. Черноярский район. с. Старица. Курган 42, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
11.
Кольцо золотое проволочное в полтора оборота. Золото сарматов.

Конь в жизни кочевника играл важную роль, а иногда сопровождал его и в потусторонний мир. Чаще всего в могилах археологи находят удила, к которым крепились зажимы для ремней или сами ремни оголовья и повода. Изредка удила находят с псалиями (С-образные или прямые стержни с двумя отверстиями), обычно с железными, реже – с бронзовыми. В состав конского снаряжения богатых воинских погребений входили фалары. Один или два из них были крупные и составляли нагрудное украшение коня. Остальные фалары – бляхи меньшего диаметра – могли крепиться в местах перекрестия уздечных ремней или украшать концы стержневидных псалиев. Комплект фаларов был найден в погребении у села Косика в 1984 году.

Фалары. I в. н.э. Золото, паста, металл, стекло; тиснение, чеканка. Астраханская область. Енотаевский район. с. Косика. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова, В.В.Плахова, В.В. Дворниченко. 1984 г.
12.
Фалары. Золото сарматов.
13.
Фалар. Золото Сарматов.

Нагрудные фалары – в виде выгнутого диска с треугольным углублением в центре, которое окружено головами грифонов. За жемчужинами по кругу идет фриз из головок хищного животного с раскрытой пастью так, что ухо каждого предыдущего попадает в пасть следующего хищника. В этом же наборе были фалары ажурные с пирамидкой в центре. А также оконечники сбруи в виде муфточек, обойм, обкладок.
14.
Фалар. Золото Сарматов.

Уникальными являются серебряные фалары с рельефным изображением всадника на лошади.

Бляхи от уздечного набора. V в до н.э. Бронза; литье, резьба. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ.IX, к.1, п.16. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1974 г.
15.
Серебряные фалары и бронзовые бляхи от уздечного набора. Золото сарматов.

На фаларе изображен безбородый всадник, с волосами обрамляющими лицо. На шее – гривна. Одной рукой он держит копье, другой – узду. Всадник одет в рубашку с орнаментом на подоле, кафтан с клиновидным вырезом на груди до пояса, и узкие штаны с лампасами. Боевой конь без седла с короткой стрижкой гривы. Вокруг всадника вырезаны солярные символы. Все изображение окаймляет валик с косой насечкой, имитирующей жгут, а за ним полоса зигзагообразного орнамента.

Фалар.– I в. н.э. Серебро; тиснение. Астраханская область. Черноярский район. Урочище Кривая Лука. КЛ.IX, к.1, п.17. Раскопки Г.А Федорова-Давыдова. 1974 г.
16.
Фалар. Серебро. Золото сарматов.
17.
Фалар. Серебро. Золото сарматов.

Украшение конской сбруи. Налобник. II-III в. н.э. Медь; ковка, чеканка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
18.
Украшение конской сбруи. Налобник. Золото сарматов.
19.
Украшение конской сбруи. Налобник. Золото сарматов.

Украшения конской сбруи. II-III в. н.э. Бронза; ковка, вальцовка. Астраханская область. Черноярский район. х. Кузин. Курган 1, п.3. Раскопки В.П. Шилова. 1961 г.
20.
Украшение конской сбруи. Бронза, ковка, вальцовка. Золото сарматов.

В 1964 году, недалеко от станции Жутово были найдены золотые фалары на бронзовой основе с рельефным зооморфным орнаментом. На больших фаларах из данного набора изображены сцены терзания,  а на малых – пантеры свернувшиеся калачиком.

Псальи железные, украшенная двумя фаларами на бронзовой основе. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, бронза, железо, паста; тиснение, ковка. Волгоградская область. Ст. Жутово. Кург.28, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1964 г.
21.
Псалья железная, украшенная фаларами на бронзовой основе. Золото сарматов.
22.
Псалья железная, украшенная фаларами на бронзовой основе. Золото сарматов.

Фалары на бронзовой основе. I в. до н.э.- II в. н.э. Золото, бронза; тиснение. Волгоградская область. Ст. Жутово. Кург.28, п.1. Раскопки В.П. Шилова. 1964 г.
23.
Фалар на бронзовой основе. Золото сарматов.
24.
Фалар на бронзовой основе. Золото сарматов.
25.
Фалар на бронзовой основе. Золото сарматов.

Данные предметы являются репликами иранских наборов конской сбруи. Фалары являлись частью парадной сбруи знатного сарматского воина. Лошади у сарматов были низкорослые и очень выносливые. Ездили они без седла.

А теперь, перейдем к центральной части экспозиции выставки. Здесь представлены серебряные сосуды и посуда из ритуальных сервизов.

В 1965 году у станицы Жутово было найдено погребение с серебряной посудой. Этот набор серебряных сосудов формировался длительное время – со II в до н.э до I в. н.э. и по происхождению из разных частей света – южно-итальянских и ближневосточных. Часть представленных сосудов могла входить в состав храмового сокровища, а часть могла быть дипломатическим подарком сарматскому вождю, остальные сделаны специально для сарматов. Таким образом сосуды являются заупокойной жертвой, знаком высокого прижизненного статуса погребенного.

Серебряный литой канфар – кубок с двумя ручками. Ко дну канфара припаяна низкая кольцевая подставка. Стиль восточных провинций Римской империи.
26.
Серебряный кубок-канфар с двумя фигурными ручками и низкой кольцевой подставкой. Золото сарматов.
27.
Серебряный кубок-канфар с двумя фигурными ручками и низкой кольцевой подставкой. Золото сарматов.

Серебряная тарелка, доработана на токарной станке. Горизонтальная часть бортика украшена валиком, треугольником, растительным орнаментом. Бортик позолочен горячим способом. Возможно изготовлена на эллинистическом востоке.
28.
Серебряная чаша. Золото сарматов.
29.
Франмент серебряной чаша с растительным орнаментом на горизонтальном бортике. Золото сарматов.

Чаши с ручками в виде хищной птицы. Изготоволены из кованого серебряного листа. Фигурка хищной птицы литая, держится когтями за край сосуда. Вероятно, сделаны варваром в Северном Причерноморье.
30.
Серебряная чаша с ручкой в виде хищной птицы. Золото сарматов.
31.
Серебряная чаша с ручкой в виде хищной птицы. Золото сарматов.

Серебряная литая чаша с ручкой в виде орла. Шея и ноги птицы покрыты тонкими прямыми черточками. Лапы трехпалые, крыля покрыты двумя видами перьев… Происхождение парфянское
32.
Серебряная чаша с ручкой в виде хищной птицы. Золото сарматов.

Серебряный литой кубок на поддоне с фигурной литой ручкой. Орнамент состоит из шести повторяющихся раппортов: между полосами с тремя каннелюрами расположен узкий лист лотоса с прожилкоё, ограниченной с обеих строн прочерненными линиями.
33.
Серебряный литой кубок на поддоне с фигурной бронзовой ручкой. Золото сарматов.
По обе стороны от листа лотоса помещено по оконфоровой ветви с листьями и цветами. Сбоку к чаше припаяна фигурная ручка. К округлому дну чаши припаяна фигурная ножка с профилированным, вогнутым дном. На дне ножки чаши помещена надпись «защищай от стрел». Стиль позднего эллинизма.
34.
Серебряный литой кубок на поддоне с фигурной бронзовой ручкой. Золото сарматов.

Второй сервиз, представленный на выставке относится к I в. н.э. и обнаружен в захоронении в безымянном холме на правом берегу Волги у с. Косика. Среди серебряной посуды - пиксида для благовоний цилиндрической формы с крышкой.
35.
Пиксида для благовоний цилиндрической формы с крышкой. Серебро. Рисунок золотом. Золото сарматов.

Изготовлена она из серебра с рисунками, нанесенными золотом.На крышке – розетка с пятью острыми лепестками, разделенные надвое желобками. На стенках пиксиды три вида изображений. На верхнем фризе – три летящие птицы и два охотника, стреляющие в них с колен из коротких луков, на среднем – изображены рыбы, а на нижнем – четыре птицы. Пиксида в древности служила и в качестве шкатулки для мелких драгоценных вещей.
36.
Пиксида для благовоний цилиндрической формы с крышкой. Серебро. Рисунок золотом. Золото сарматов.
37.
Выставка


Ну, вот мы и закончили знакомство с «Золотом сарматов». Несмотря на то, что золотых предметов в экспозиции не много - вполне можно уловить глубокий эмоциональный посыл тех далеких времен. Золото сарматов затягивает и будит неосознанные воспоминания и необычные чувства – на долю мгновений перед экраном мысленного взора проносятся всадники, доносятся крики людей, ржание лошадей, звон мечей и, текут реки крови… За каждым из этих экспонатов стоит Жизнь и Смерть, Любовь и Ненависть, Радость и Тоска и, ты, как будто получаешь неведомое послание из глубины иысячелетий, что не осознается тобой, но принимается где то там - на уровне чувств, в глубине души. В эти мгновения ты становишься частью коллективного бессознательного человечества, получая тонкую информацию и незабываемые впечатления, что пробуждает в тебе мысли о которых ты не догадывался и не предполагал...

И, каждый вынесет в себе с этой выставки, что то свое, уникальное, то, что нужно только тебе самому…

Источники:
Материалы выставки "Золото Сарматов" МДПИ
Художественная энциклопедия
Довольно объемный комплексный материал из сети по этой теме - фото, текст.


© Vladimir d’Ar

Выставка "Золото Сарматов". Часть 1.



Tags: археологические находки, археологический музей, археология, выставка, перепост, сарматы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ищем повара

    В Старорусскую археологическую экспедицию (г. Старая Русса) на август-сентябрь срочно требуются повар (приготовление обедов и ужинов для членов…

  • Костяной амулет с надписью

    А вот это совсем необычная находка с Пятницкого раскопа в Старой Руссе. Вначале взяли её как кусок обработанной кости, с просверленным отверстием…

  • С днём археолога!

    Всех причастных с праздником!

  • Ещё одна свистулька

    А у нас на Соборной площади ещё одна свистулька. Её сегодня при переборке слоя нашёл Алексей Артемьев - один из рабочих. Она практически…

  • Ещё одна печать с Соборной площади

    Совсем не успеваю ничего писать. Траншейная рутина совершенно затягивает. Вот находка сделанная ещё на прошлой неделе. Половинка вислой свинцовой…

  • Копнуть в глубину веков.

    Этим летом так и хочется плюнуть на всё и поехать копать в какие-нибудь сухие и тёплые южные края. Оригинал взят у dona_anna в Копнуть в…

  • Дюнкерк

    Посмотрел на прошло неделе "Дюнкерк" Кристофера Нолана. Для этого даже специально сходили в старорусский кинотеатр. Фильм хороший, серьёзный и…

  • Пуговица от мундира

    А есть кто нибудь разбирающийся в униформистике? Чья это может быть пуговица? Найдена на Соборной площади Старой Руссы в слоях XIX века.…

  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОКРОВИЩА СТАРОЙ РУССЫ

    Небольшая обобщающая статья о открытиях этого сезона в Троицком варианте" Старая Русса (до XVI века — Руса) расположена к югу от озера Ильмень в…

promo starcheolog april 27, 2015 00:41 380
Buy for 10 tokens
Недавно меня в очередной раз попросили рассказать, что такое "культурный слой" и как образуется. Многим кажется невероятным факт, что культурный слой в городе может иметь несколько метров. В итоге я написал вот этот пост, в котором постарался просто, но подробно рассказать о культурном слое и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments